Рынок керамической плитки и керамогранита в России. Анализ и прогноз.
Изменение спроса на керамогранит и керамическую плитку в России
В 2015 году, из-за неблагоприятного экономического положения и в связи с падением уровня доходов россиян, большая часть дорогой импортной керамической плитки начала терять свою популярность. За два года в России открылось около 25 заводов по производству керамогранита. Другие облицовочные материалы и напольные покрытия стали менее востребованы у покупателей, что показывает рост популярности плитки из керамики.
2014-2017 гг.
Количество импортных поставок в 2014 г. было выше на 30%, по сравнению с 2017г. Зато объём экспорта увеличился примерно на 1/4! При этом стоимость плитки из керамики в период с 2014 по 2017 гг. не поменялась.
На данной диаграмме показано распределение долей продаж некоторых строительных материалов.
Наглядно видно уменьшение популярности плитки для пола и роста продаж керамогранита и фасадной плитки. Потребность в облицовочной плитке при этом почти не изменилась.
На графике ниже представлена конструкция продаж по четырём основным ценовым категориям: премиум (больше 1000 руб. за м2), высокий (800-1000 руб. за м2), средний (500-800 руб. за м2) и низкий (до 500 руб. за м2). Данные взяты после рассмотрения прейскурантов самых популярных фирм-изготовителей, а также сетевого магазина "Леруа Мерлен" и онлайн-шопах, специализирующих на данной продукции. Несмотря на кризис, был незначительный рост доли премиум сегмента, но это легко объяснимо. Плитка нужна для ремонта, а так как его важно сделать более долговечным, то чаще выбирают более высококачественные материалы.
Следует выделить факторы, которые оказывают влияние на развитие рынка керамической продукции:
-
экономическое положение в России (изменение прибыли населения, инфляция, динамика ВВП);
-
наличие личных карьеров с сырьём у брендов;
-
курс российской валюты к доллару и евро, так как высокий курс влияет на увеличение стоимости зарубежной плитки.
Текущее положение на рынке
В последние года был огромный скачок развития технологий изготовления облицовочных материалов. В 2018-2019 г. появилось много новых текстур и рисунков плитки благодаря высокой степени автоматизации на фабрике. Почти полный переход на техническую разработку позволяет делать эффект приближенный к мрамору, дереву, камню; вносить разнообразие в размерах, толщине и формах. Благодаря этим изменениям, спрос на продукцию премиум увеличивается с каждым годом.
Объём поставок продукции из Испании, Италии, Польши и Германии составляет 30%, 1/2 привезённой плитки и керамогранита в РФ была из Белоруссии и Украины. Рост экспорта наших производителей в период 2014-2017г. увеличился почти на 1/4. Российская керамика чаще ввозилась в страны ближайшего зарубежья (60 %) и такие страны как Германия, Великобритания, Румыния и Литва.
Покупатели анализируемого материала делятся на три группы:
- физические лица, независимо выбирающие строй. материалы;
- бригады строителей, которых нанимают частые лица (малый бизнес);
- застройщики, занимающиеся большим и средним бизнесом.
Почти 80% плитки для пола и фасадов приобретаются первой группой лиц, но их доля в потреблении керамогранита с нанесённой глазурью < в 2 раза.
Прогноз до 2024г.
Эксперты считают, что в 2019г. рынок будет приближен к показателям 2014г., но развитие не будет увеличиваться с такой скоростью. На динамику сильно повлияет изменения в экономической среде, а особенно рост доходов россиян. Предполагается, что спрос на керамическую плитку в 2024г. вырастет на 12% по сравнению с 2014г., а с 2017г. - на 30%. Снижение импорта при этом будет продолжаться, а экспорт - расти.
Замедлить темп развития могут ухудшение экономической ситуации, связанное с внешней политикой или внутренними инвестициями, принятие новых законов, которые могут затруднить развитие строительной отрасли. Но в целом прогноз аналитиков благоприятный, эксперты видят перспективы рынка керамической плитки и керамогранита.